Преимущества
Лучшее предложение цена/качество.
Товары, которые имеют ярко выраженные колебания спроса в зависимости от времени (события, времени года) называют сезонными. Примеров сезонных товаров в обычной жизни много: снеговые лопаты, семена или рассада, летняя и зимняя резина, лыжи, коньки, новогодние украшения, шампанское, мангалы и шампуры и многое другое. Чтобы обеспечить наличие достаточного объема наличия товара на складе необходимо учесть сезон.
Сезон - это период (продолжительность) времени повышенного спроса на определённые виды товаров.
Продолжительность сезона может быть как краткой, так и длительной.
В этом случае важно понимать закономерности проявления сезонного спроса в определённых категориях товаров. Например, весной люди стремятся на природу или за город для отдыха и в этот сезон хорошо продаются целые связки товаров: мангал, шампуры, древесный уголь, жидкость для розжига, мясо, одноразовая посуда. К женскому празднику 8-ого марта или Новому году наблюдается повышенный спрос на такие товары как краска для волос, лаки, туалетные принадлежности..
Более точные выводы о сезонных колебаниях поможет сделать анализ продаж за несколько предыдущих лет, который позволит определить тенденцию.
Следующим шагом станет расчёт коэффициента сезонности.
1С Управление торговлей 11 в стандартной конфигурации уже имеет функционал, позволяющий работать с сезонными коэффициентами. Для этого в настройках раздела Планирования необходимо установить флажки напротив соответствующих пунктов - Сезонные коэффициенты и Периодичность указания сезонных коэффициентов.
После активации флажков появится возможность задать сезонную группу в карточке номенклатуры и в карточке вида номенклатуры.
В самом простом виде коэффициент сезонности рассчитывается по следующей формуле:
Коэффициент сезонности = Фактические продажи за месяц / среднемесячные продажи,Исходя из этой формулы можно сказать, что для более точного расчета коэффициента сезонности одного года аналитики продаж обычно недостаточно.
После расчёта коэффициентов сезонности требуется анализ изменения коэффициентов.
Можно говорить о ярко выраженной сезонности в том случае, если увеличение или уменьшение сезонного коэффициента происходит в одно и тоже время или период времени и изменение составляет более 20-30%.
Очень важно не забывать регулярно пересматривать сезонные коэффициенты, потому что товары с выраженной сезонностью имеют неравномерный спрос и достаточно велики риски как недополучить прибыль от продаж, так и остаться с замороженными запасами до следующего сезона.
С сезонными товарами связаны следующие особенности правильного управления:
Все эти особенности управления занимают достаточно большое количество времени у сотрудника, который занимается закупками. От неточности закупки как в большую, так и в меньшую сторону компания рискует практически одинаково. При малой закупке сезонных товаров - компания недополучит прибыль и снизит лояльность покупателей. При большей закупке - заморозит деньги в запасах до следующего сезона и рискует нарушением товарного вида при неправильной организации хранения на складе.
Поэтому важно заказать оптимальное количество товара на сезон и в этой рутинной задаче может помочь автоматизация этого процесса. В 1С Управление товарными запасами мы можем использовать сезонные группы которые были заведены в карточках номенклатуры конфигураций УТ 11, ERP или Комплексной автоматизации. При отсутствии сезонных групп их можно создать непосредственно из документа Планирование при расчёте прогноза закупки по данной номенклатуре. При следующем перерасчете, с активным флагом учёта сезонности в настройках документа, будет произведен расчёт с учетом сезонных коэффициентов. Коэффициент сезонности, который рассчитан на месяц можно разгладить по дням в этом месяце.
Когда номенклатуры много, подобного рода задачи становятся тяжелыми для качественных и быстрых расчётов вручную. При качественном управлении запасами требуется учесть большой список требований, и те, кто может это сделать, получают прибыль и увеличивают продажи.