Разработка
Интеграция
Поддержка

Управление
запасами в 1С

Поддержание оптимального запаса, автоматизация процессов заказа поставщику и распределения по складам.

Сезонность в 1С. Факторы, риски, формула расчёта и применение в управлении запасами

К списку новостей ► 03.12.2022
новогодние шары на елке

Товары, которые имеют ярко выраженные колебания спроса в зависимости от времени (события, времени года) называют сезонными. Примеров сезонных товаров в обычной жизни много: снеговые лопаты, семена или рассада, летняя и зимняя резина, лыжи, коньки, новогодние украшения, шампанское, мангалы и шампуры и многое другое. Чтобы обеспечить наличие достаточного объема наличия товара на складе необходимо учесть сезон.

Сезон - это период (продолжительность) времени повышенного спроса на определённые виды товаров.

Продолжительность сезона может быть как краткой, так и длительной.

Как выявить сезонные колебания спроса?

В этом случае важно понимать закономерности проявления сезонного спроса в определённых категориях товаров. Например, весной люди стремятся на природу или за город для отдыха и в этот сезон хорошо продаются целые связки товаров: мангал, шампуры, древесный уголь, жидкость для розжига, мясо, одноразовая посуда. К женскому празднику 8-ого марта или Новому году наблюдается повышенный спрос на такие товары как краска для волос, лаки, туалетные принадлежности..

Более точные выводы о сезонных колебаниях поможет сделать анализ продаж за несколько предыдущих лет, который позволит определить тенденцию.

Расчёт коэффициента сезонности

Следующим шагом станет расчёт коэффициента сезонности.
1С Управление торговлей 11 в стандартной конфигурации уже имеет функционал, позволяющий работать с сезонными коэффициентами. Для этого в настройках раздела Планирования необходимо установить флажки напротив соответствующих пунктов - Сезонные коэффициенты и Периодичность указания сезонных коэффициентов.

После активации флажков появится возможность задать сезонную группу в карточке номенклатуры и в карточке вида номенклатуры.

Формула расчета

В самом простом виде коэффициент сезонности рассчитывается по следующей формуле:

Коэффициент сезонности = Фактические продажи за месяц / среднемесячные продажи,
где
Среднемесячные продажи за год = Продажи товара за 12 месяцев / 12 месяцев

Исходя из этой формулы можно сказать, что для более точного расчета коэффициента сезонности одного года аналитики продаж обычно недостаточно.

Анализ изменения коэффициентов сезонности

После расчёта коэффициентов сезонности требуется анализ изменения коэффициентов.

Можно говорить о ярко выраженной сезонности в том случае, если увеличение или уменьшение сезонного коэффициента происходит в одно и тоже время или период времени и изменение составляет более 20-30%.

Очень важно не забывать регулярно пересматривать сезонные коэффициенты, потому что товары с выраженной сезонностью имеют неравномерный спрос и достаточно велики риски как недополучить прибыль от продаж, так и остаться с замороженными запасами до следующего сезона.

Особенности при работе с сезонными товарами и спросом

С сезонными товарами связаны следующие особенности правильного управления:

  1. Важно помнить, что закупками товаров, которые имеют ярко выраженную сезонность, гораздо сложнее управлять, нежели закупками обычных товаров. Это связано с тем, что есть высокие риски образования послесезонного запаса, так же закупку таких товаров необходимо планировать заранее, до начала роста цен на их поставки.
  2. При ранней закупке необходимо организовать места хранения на складе или же договориться с поставщиком на отложенную поставку.
  3. Данные для расчета сезонных коэффициентов и среднемесячных продаж должны быть подготовлены и проверены, для избегания просчётов при закупке.

Все эти особенности управления занимают достаточно большое количество времени у сотрудника, который занимается закупками. От неточности закупки как в большую, так и в меньшую сторону компания рискует практически одинаково. При малой закупке сезонных товаров - компания недополучит прибыль и снизит лояльность покупателей. При большей закупке - заморозит деньги в запасах до следующего сезона и рискует нарушением товарного вида при неправильной организации хранения на складе.

Поэтому важно заказать оптимальное количество товара на сезон и в этой рутинной задаче может помочь автоматизация этого процесса. В 1С Управление товарными запасами мы можем использовать сезонные группы которые были заведены в карточках номенклатуры конфигураций УТ 11, ERP или Комплексной автоматизации. При отсутствии сезонных групп их можно создать непосредственно из документа Планирование при расчёте прогноза закупки по данной номенклатуре. При следующем перерасчете, с активным флагом учёта сезонности в настройках документа, будет произведен расчёт с учетом сезонных коэффициентов. Коэффициент сезонности, который рассчитан на месяц можно разгладить по дням в этом месяце.

Когда номенклатуры много, подобного рода задачи становятся тяжелыми для качественных и быстрых расчётов вручную. При качественном управлении запасами требуется учесть большой список требований, и те, кто может это сделать, получают прибыль и увеличивают продажи.

Другие новости